Как мы делали капельное орошение на вечной мерзлоте, часть 2

Продолжение. Начало в Как мы делали капельное орошение на вечной мерзлоте, часть 1

Сначала надо было определиться с точками забора воды. Мотопомпы Honda аж с 4-дюймовыми выходами, хотя и способны были дать много воды, но напор обеспечивали не более 30 метров, то есть 3 атмосферы. Капельной ленте нужно 0,5 (да будем честны, годится и 0,1 атм.), но… Перепад высот между зеркалом воды в прудах и высшей точкой полей оказался около 15 метров — это 1,5 атмосферы. Потеря давления на 200 метров лайфлета диаметром 4″ — это 1,3 атмосферы по гидрокалькулятору. А если слегка засорить фильтр, ленте воды точно не хватит.
Определив точки установки мотопомп, на следующий день я разметил поля — где лежать задвижкам, где крестовинам, где тройникам, где заглушкам для лайфлета. Алексей с Октябрём скручивали латунные задвижки с тройниками и сгонами. У пруда стоял свежий сруб — полевой стан кооператива, где все вместе обедали, пили чай и разговаривали. Ночевать возвращались в село, на «буханке». Однажды мне дали поездить на «буханке». По управлению это грузовик, сложная и неприятная в поведении машина, в отличие от «Патриота», который управляется одним пальцем и в целом не отличается от легковой.
В поле с нами ездили и дети. Утром в селе во двор заглянул водитель праворульной короллы, который вёз нас из аэропорта. Он был совершенный якут, как и все вокруг. Но, с ним были русский мальчик с русским же другом.
— Сын! — гордо сказали мне хозяева, указывая на мальчика, и улыбались. Потом объяснили, что детский дом на лето раздаёт воспитанников в семьи, а семьям это тоже выгодно, потому что за воспитанников им платят.

После разметки полей я взялся раскладывать лайфлет. Обычно это делают вдвоём, вешая бухту на палку — бухта весит 70 кг, — но часть бухт я размотал в одиночку дурацким методом. Кладёшь бухту плашмя, берёшь конец шланга и бегаешь вокруг, увеличивая радиус… Шутка, но смысл примерно такой, гораздо быстрее разложить лайфлет вдвоём.
Лайфлет, произведённый в Санкт-Петербурге, имел свои легендарные косяки — проплешины в проливке. Хотя для меня отобрали на складе лучшие бухты, без проплешин не обошлось. Но, при ожидаемом давлении воды они были некритичны.
Как присоединять фитинги для капельной ленты к лайфлету, я показал Октябрю Ксенофонтовичу. Фирменные ирритековские пластиковые кличи, с шестигранником на 10, почти сразу сломались. Но, в селе всегда можно выточить и сварить аналоги. Делали монтаж самодельными металлическими ключами.

На завтрак в Якутии вам могут положить полную тарелку мяса. Такого количества в порции никогда не видел даже я, а ем я много, при росте 192 и весе 120. Мясо это жилистое, для выросших на парной вырезке совершенно непривычное. Также на завтрак подают местную простоквашу, подкрашенную, видимо, ягодами до розового цвета. Суорах или кюэрчэх, точно не помню. С виду это йогурт, который ставится в большом блюде посреди стола, все по очереди макают туда куски белого хлеба и едят. Хлеб, кстати, тут преобладал белый, как и в Краснодарском крае, и был на удивление неплохим — говорят, из алтайской муки.

За ужином хозяева рассказывали, как ездили в турпоездку на Алтай, в Белокуриху. Ещё они были, кажется, в Казани, потому что речь зашла про татар.
— Слушай, татары так похожи на русских, — покачали головами якуты, и я согласился. Мне вообще нравятся татары, за год до Якутска я побывал в Казани, где как раз негром себя не чувствуешь, как в Саха. Моя двоюродная бабушка говорила: «Мне так нравятся татары, но у них есть недостаток — у них женщины очень пьющие».
Ещё якуты поставили меня в тупик вопросом, который их очень интересовал:
— Почему русские так не любят Путина?
Было лето 2012 года, в мае прошли какие-то протесты в Москве, я не следил, а в республиках видимо следили. Не зная, как сформулировать ответ, я начал бормотать что-то про коррупцию начала 90-х в Санкт-Петербурге, и потихоньку сводил ответ к коррупции, но звучал совершенно неубедительно. Русский не может не любить Путина, по-моему, не любит его так называемая вырусь или космополиты.

Сын хозяев, Пётр, ездил на работу или учёбу в Якутск. У него были маленький ребёнок и жена. Село, как и Якутск, стояло на берегу реки Лена — но у Лены, как я понял, были различные рукава и старицы. Купаться мы ездили с Петром на один из таких рукавов. Всё как у нас — пляж, речка, тёплая вода, немного комаров — это июль в Якутии. Недалеко от берега в реке торчал завязший трактор — вытягивать его не торопились, не так просто это сделать.
Для ночёвок мне выделили отдельный дом в другом краю села — у матери Алексея. Несколько лет назад на Лене был паводок, и вода топила дома чуть ли не до крыш. За пострадавшее имущество люди получили компенсации, поэтому в домах можно было видеть большие плоские телевизоры, да и та самая «буханка», на которой я ездил, говорят, была куплена благодаря паводку. Мой дом для ночёвки был из тех, пострадавших, но никакой сырости там не было — достаточно одного июля, чтобы просохнуть.

Капельную ленту наконец присоединили к фитингам. Завели мотопомпы. Первая вода из лент закапала — появились мокрые круги на гребнях. Потом я написал, обыгрывая кажущиеся особенности местного русского языка:

Синий шланг прорезал тайга.
Скажем засухе нет, да.
Олени удивляются немножко,
Кап, кап, поливается картошка.

Но это было только начало. Вода в прудах оказалась достаточно грязной. Хотя мотопомпы я укомплектовал длинными всасывающими патрубками с грубыми фильтрами на концах, засорение дисковых фильтров происходило за час-два (это были хорошие Irritec в металлическом корпусе, с резьбой 3″ — да, мы заузили магистраль, но фильтров 4″ на складе не было, надо было избавляться от этих). Система, в общем-то, была на пределе. А с запасом проектировать — так дорого выйдет…

Продолжение следует

Вопрос к агрономам о коллекции семян Вавилова

На днях выйдет моя подробная заметка на эту тему в другом блоге, а здесь только вопрос.
Все, конечно, знают это клише про «подвиг 13 ленинградцев», «коллекцию семян не съели даже в блокаду», короче речь о собранной непонятно зачем и «героически» несъеденной коллекции семян ВИР.
Поскольку этот сайт посещают агрономы, или просто понимающие в сельском хозяйстве люди — потратьте пару минут, зарегистрируйтесь здесь и ответьте в комментарии на вопрос. Будьте уж честны.
Какую технологическую операцию применяют при закладке на хранение семян, изначально не планирующихся к употреблению в пищу? К семенам, поступающим на хранение в качестве образцов?
Спасибо.

P.S. да, ответ начинается на букву «П»

Когда ставить заглушку

Прочитал длинную заметку в ЖЖ Agrodoctor на тему капельного орошения ‘Что мы делаем не так‘.
Много там правильно, конечно удивляет старательное избегание определения «капельная лента» по отношению к любым лентам, даже к шовным типа «ти-тэйп» (приходилось встречать, что «трубкой» называют бесшовные эмиттерные ленты, в том числе некоторые зарубежные производители пишут для 5-милсовой ленты ‘flat drip pipe‘, т.е. плоская капельная трубка, очень остроумно). Ну и, как одна из ошибок при монтаже капельного, в заметке указана несвоевременная установка заглушек на концы лент или трубок.

Каждый фермер живёт, во многом, на своей планете, изобретая велосипеды и не имея достаточно времени общаться с коллегами. Некоторые не знают элементарных вещей, потому что им не сказали продавцы оборудования, а смотреть ютуб времени нет. Некоторые завязывают концы капельной ленты узлом, а об обязательной еженедельной промывке лент не слышали. И этот «агродоктор», автор обсуждаемой заметки — вроде и опытный, больше 25 лет использует капельное орошение, а таки умудрился наизобретать велосипедов, которых больше ни у кого нет, и которые не едут, и советует их. Заглушки-де, надо ставить как можно быстрее, как только конец обрезал, иначе земля попадёт. Такая логика не у каждого 6-соточного садовода втретится.

Итак, про заглушки. Общепринятая, в мире, в России, везде последовательность монтажа капельного орошения.

1) Одновременно с посевом (посадкой), либо при первом окучивании укладывается капельная лента (трубка).
2) После разметки поля укладываются магистральный и раздаточный трубопроводы (лайфлет или труба), обрезаются в местах соединения и глушения, концы не глушатся.
3) Соединяются трубопроводы со всей арматурой, кроме заглушек.
4) Дырявится лайфлет или труба и устанавливаются фитинги для капельной ленты-трубки.
5) Если лента уже проложена при посеве, что чаще всего и бывает, переходите сразу к пункту 6. Если лента или трубка не уложены, значит у вас ручная укладка, укладывайте и переходите к пункту 6.
6) Пускаете в систему воду.
7) Дав протечь воде по всем трубопроводам, чтобы с концов лайфлетов или труб несколько минут лилось, глушите концы лайфлетов или труб. Вода при этом будет выливаться из фитингов (если фитинги с кранами, можете их закрыть).
8) Монтируете ленту или трубку на фитинги. Ленту надо разрезать ножницами, подтянуть к фитингу (из которого льётся вода, если это кран — откройте его), и закрепить на фитинге.
9) Когда все ленты присоединены к фитингам, идёте к концам, из которых льётся вода.
10) Глушите концы лент в той же последовательности, как присоединяли ленты к фитингам. Для глушения ленты отрезаете 2-3 см с конца, загибаете 2 раза конец и одеваете на него отрезанный кусок. Если вы эстет — ставите заводские заглушки. Если вы дурак — завязываете ленту узлом. А для глушения не ленты, а трубки заводские заглушки используются всегда, за исключением случаев крайней бедности пользователя (можно стянуть загнутый конец проволокой), когда вообще лучше не связываться с капельным орошением.

Вот и вся последовательность, главное запомните: заглушки — в последнюю очередь. В трупопроводах куча мусора разного происхождения, возникшего при их производстве, продырявливании, попадании земли в дыры и т.п. И весь этот мусор должна вымыть вода. А потом ставите заглушку.

Последний концерт Кобзона, часть 2

Чуть больше года назад я написал заметку Последний концерт Кобзона, где удивился намерению уважаемого Ф.Ф.Рубинштейна бежать впереди паровоза и объявлять о сворачивании торговли с Россией.

Оказалось, с месяц назад (когда в течение года ничего не поменялось в торговле — ни дата-центры AliExpress не перенёс в РФ, ни блокировок зарубежных интернет-магазинов Роскомнадзором не было) Ф.Ф.Рубинштейн снова поднял эту тему в том ключе, что теперь-то пипец России окончательный

f.f.rubinstein

f.f.rubinstein

Я сперва не понял, про что речь, потом вспомнил о новости, которую слышу ежегодно уже, как минимум, лет десять — про обкладывание пошлиной зарубежных интернет-покупок стоимостью от N (10, 20, 100) евро. Которое, конечно, до сих пор не случилось. Мне, как отечественному торговцу, очень жаль, что не случилось.

Импортный товар в любой стране может дойти до конечного потребителя двумя путями.

Первый путь классический, если правительство не сильно коррумпировано: крупные отечественные барыги закупают крупные партии товара у крупных иностранных производителей, завозят в страну в контейнерах, платят пошлину, и по цепочке от крупных к мелким оптовикам товар доходит до розницы. В этом случае почти вся разница между ценой товара на заводе и розницей оседает в стране-импортёре, и вывоз денег из страны составляет условно сумму N.

Второй путь иррациональный, объяснимый только коррупцией правительства, которое позволяет конечным потребителям импортировать товар напрямую у иностранных розничных продавцов. В этом случае почти вся разница между ценой завода и розницей оседает в стране-экспортёре, и вывоз денег из страны-импортёра составляет условную сумму 2N за то же самое количество товаров, которое было ввезено по первому пути за сумму N. Вывоз денег из страны самой стране не выгоден, а иногда и критичен: некоторые государства участвуют в аферах по сбитию своих же собственных военных и гражданских самолётов, чтобы иметь повод запретить своим туристам летать на дешёвый популярный отдых в страны, над которыми эти самолёты были сбиты, и вывозить туда деньги. В то же время, если организовать сбитие самолёта относительно просто, то отказаться от миллиардных взяток от AliExpress — очень непросто.

Хочу подчеркнуть, что для такой группы товаров, как комплектующие для полива, разницы между ценой на AliExpress и ценой в отечественной рознице либо нет, либо в отечественной рознице дешевле. Мы постоянно слышим ‘У вас дешевле, чем на AliExpress‘. Для таких товаров, как чехлы для телефонов, это не так — просто отечественный торговец телефонами привык отбивать низкую маржу с девайсов наценкой 900-1000% на чехлы, это я помню по работе в «Евросети».

Касательно информации Ф.Ф.Рубинштейна о том, что количество посылок от израильского Агрошериффа на Россию снизилось. Российский шопер, благополучно освоивший «алишечку» с её китайским поливом, по качеству уже не уступающим израильскому, освоил также и eBay, где можно купить прямо из Израиля, например, контроллеры Baccara. Но при этом не в Агрошериффе. В том числе хит — Geva-75W, с посекундным программированием, вместе с доставкой из Израиля стоит 4500 рублей. Стало больше продавцов, каждому стало доставаться меньше заказов. У нас внутри России то же самое.

Ну, и российское импортозамещение, про которое несколько насмешливо говорит Ф.Ф.Рубинштейн, в случае полива совсем не фикция — доля рынка произведённого в РФ ежегодно как минимум удваивается. Наш магазин работает с 2010 года,  и доля отечественного в обороте дошла за 8 лет с 0% до 60%. И нечего смеяться, что в России пока не разработали аналог Geva-75. Разработок мы за последние годы перетестили десятки, они бывают функционально и лучше, и дешевле баккары с галконом, но вот придать товарный вид и пустить в серию — с этим у нас проблема, денег нет. А всякие капельницы-стрелки и микротрубки мы давно делаем сами.

 

Как мы делали капельное орошение на вечной мерзлоте, часть 1

В 2012 году я работал в известной, в узких кругах, питерской капельной конторе. Помимо импорта, фирма была реальным производителем — на улице Салова термопластавтомат выплёвывал детали фитингов для капельной ленты, в этом же помещении тянули лайфлеты — сначала просто обливали тряпку композицией ПВХ, а потом стали плести и сам рукав.

Основой больших капельных проектов, если это не сады, являются три составляющие — лента, лайфлет и фитинги. Ленту контора импортировала — российским тогда был только Tuboflex, — а лайфлет и фитинги делала сама. С прошлых благодатных лет, когда сельское хозяйство развивалось, фирма имела огромные запасы фильтров, арматуры для лайфлета и труб, всяких поливных мелочей. Таким образом, мы могли комплектовать проекты, чем в основном и занимались.

Запросы приходили почти каждый день. Степень проникновения клиента в тему была разная, как и всегда будет. Одни полностью просчитывали проект сами, оставалось выставить им счёт, получить оплату и отгрузить. Сейчас, когда я работаю самостоятельно, оставляю только таких клиентов. Другие хотели, чтобы им посчитали, спроектировали, смонтировали и дали гарантию. Сейчас я бы ни за что с такими клиентами не связался.

Получив запрос из Якутии, я всё-таки вступил в переписку, ответив на второе по счёту письмо. Как потом оказалось, до этого якуты запрашивали нашего конкурента в Москве, но он прекратил переписку после второго письма. Что нам, что конкурентам надо продавать, а не переписываться. Но, нехотя отвечая на письма, я довёл дело до некоторой конкретики.

В итоге якуты прислали миллион рублей, на которые надо было полить двенадцать гектаров картофеля. Самое удивительное, что капельное орошение было куплено в лизинг на три года. При том, что система полива картофеля лентой может считаться многолетней лишь отчасти — половину стоимости системы составляет однолетняя капельная лента. Оплату нам перечисляла лизинговая компания «Туймаада лизинг». В долине Туймаада, если я правильно помню, находится Якутск.

В проекте было заложено сто тысяч рублей на шеф-монтаж в течение двух недель. Это значит, что кто-то из нас должен прилететь, и контролировать монтаж. Лететь, кроме меня, было некому — все сотрудники давно разбежались, кроме постоянно меняющегося бухгалтера.

Комлектующие отправляли «Желдорэкспедицией». Тогда не было железной дороги до Якутска, и от Нерюнгри груз везли автомобилями по печально известной трассе «Лена», проходимой не для всякого транспорта. Двенадцать гектаров якутских полей были разрознены в пространстве и приурочены к мелким водоёмам, поэтому в груз, помимо лент, лайфлетов и фильтров, вошли три мотопомпы. В Якутске картофелеводы забирали груз частями, грузили в Уазик-буханку и везли в Хангаласский улус.

Картошку в Якутске сажают поздно — в июне. Проблема в том, что короткое лето очень жаркое, и осадков мало. Картошка всходит, и надо бы поливать. Без полива урожай неважный.

Последние партии оборудования доехали уже в июле, и как раз взошла картошка. Пересев в Домодедово, через шесть часов я вышел из бройлера-777 в Якутске.

Сидя в Питере, думаешь, что в национальных республиках население давно обрусело, особенно в столицах. Ничего подобного. Увидеть русского в Якутске так же легко, как негра в Воронеже — то есть, они где-то имеются, регулярно попадаются, работают и учатся, но их количество ничтожно мало. Ты их замечаешь, потому что они другие. Так и я чувствовал себя негром в Якутске.

Меня встретила женщина, с которой я переписывался — с русским именем и отчеством, с фамилией главного советского полководца, — тем не менее, это была якутка, похожая на мою тёщу-кореянку. Мы уселись в праворульную Короллу с водителем-якутом, заехали в Туймаада-лизинг, потом я купил два литра Кока-Колы — вдвое дороже, чем на материке, но надо было не заснуть — и поехали в улус.

Якуты очень гостеприимны. Тамара Петровна привезла меня в село, и мы сели отмечать приезд с её мужем Алексеем и рабочим кооператива, по имени Октябрь Ксенофонтович — он был не якутом, а эвеном.

Первые поллитра выпили легко. Потом, кажется, вторую. Я знал, что якуты пьют меньше нашего, а эвены тем более. Продажа алкоголя тут была ограничена — с десяти до двенадцати часов дня.

— Ты море Лаптевых был? — спрашивал меня Октябрь.

— Нет.

— А я оттуда! У нас мамонта бивня — во! — Октябрь проводил рукой по горлу, мол бивня у них завались. Потом перечислял другие природные богатства, в том числе животные и растительные. Я вспомнил о лежащей в сумке «Клюкве на коньяке» и спросил:

— А клюква у вас там есть?

— Клюква? Нет…

— Щас будет…

Выпили и клюкву. На следующий день Октябрь не вышел на работу, а Алексей припадал к купленной нелегально двухлитровке с пивом. Алкоголь, ограниченный двухчасовой вилкой официальных продаж, продавался тут нелегально. Для меня выпитое вечером было каким-то дежурным мизером, и пива не хотелось. Надо было приступать к работе.

До полей ехали минут десять. Нанятые студенты уже успели расстелить большую часть капельной ленты. На картофель лента кладётся при первом гребнеобразовании, но тут её уложили после — прямо на гребень, и закрепили воткнутой в гребень проволокой. Оставалось раскатать поперёк поля лайфлет, врезать фитинги, ну и главное — запустить мотопомпы. Перепад высот между полем и водоёмами оказался значительно больше, чем я ожидал, а характеристики мотопомп были на пределе. Справятся ли мотопомпы? К тому же, вода грязная, а фильтры у нас только дисковые — песчано-гравийные слишком дороги. Помпы волновали меня больше всего…

Продолжение следует

О «самоочищении» капельных лент

Заметка про Механизмы самоочистки выходила давно, а мракобесие вокруг этого явления не заканчивается, судя по рекламе. Также, наверняка не всем понятно, что я имел в виду в той заметке под депонированием примесей. Поэтому ещё раз про «самоочистку».

Итак, есть стандартная капельная лента с требованием к фильтрации 120 mesh, и соответствующий ей фильтр 130 микрон. Засорение лабиринта может происходить из-за следующих факторов:

  1. Частицы размером меньше 130 микрон, которые прошли через фильтр. Это могут быть как минеральные частицы, так и органические. Откладываются, например, в поворотах лабиринта, уменьшая его проходимость.
  2. Частицы размером более 130 микрон, попавшие в систему из-за неплотного прилегания картриджа к фильтру, или из-за слипания более мелких частиц. Закупоривают лабиринт уже на входе.
  3. Химический осадок. Катионы и анионы, проходя через фильтр в растворённом виде, могут впоследствии образовывать нерастворимые соли, в том числе непосредственно в лабиринте, на стенках которого они оседают.

Химический осадок, засевший в лабиринте капельной ленты, можно оттуда вытащить, только химически растворив обратно. Очевидно, что это не зависит от конструкции лабиринта и самоочистки благодаря конструкции капельной ленты здесь быть не может.

Частицу размером более 130 микрон, засевшую на входе в лабиринт, выбить оттуда нельзя, только если случайно вывалится сама, усохнув в промежутке между поливами. Самоочистка в данном случае не зависит от типа капельной ленты.

Остаются частицы размером менее 130 микрон, по праву прошедшие через фильтр и застревающие в поворотах лабиринта. Как они могут покинуть лабиринт, восстановив его пропускную способность? В большинстве случаев никак. Есть метод, когда для промывки лабиринтов дают максимально возможное давление воды. Не очень действенно, и лента местами лопается. То же относится к продувке капельной ленты воздухом с помощью компрессора. Промывка ленты кислотами не действует на минеральные частицы. Но выход найден не химиками, не физиками, а маркетологами. Конечно же, турбулентность!

Течение жидкости бывает ламинарным и турбулентным. Если забыли школьную физику, посмотрите в Википедии. Очевидно, что в такой системе, как лабиринт капельной ленты, движение жидкости не может быть ламинарным — оно турбулентное. Оно турбулентное в любом лабиринте — капельницы-стрелки, щелевой капельной ленты, эмиттерной капельной ленты. Но реклама и кочующие не меньше 10 лет по интернету байки о самоочищении приписывают свойство турбулентности только потокам воды в эмиттерной ленте. Каким образом турбулентность в эмиттерной ленте отличается от турбулентности в щелевой? Да никаким.

Впервые прочитав несколько лет назад про самоочищение эмиттерных лент, я не понял, куда деваются частицы, от которых якобы очищается эмиттер. Депонироваться внутри эмиттера, как в фильтре, они не могут — там нет места. Поступать обратно в ленту, откуда пришли, а потом по новой в эмиттеры — ну, это абсурд. Остаётся вымывание частиц наружу. Но как?

Не сразу до меня дошло, что имели в виду маркетологи. Они имели в виду, что частицы из лабиринта вымываются… завихрениями турбулентных потоков.

Из практики, щелевые ленты с требованием к фильтрации 120 mesh служат столько же, сколько израильские эмиттерные ленты с требованием к фильтрации 120 mesh. И это естественно — и в тех и в других лентах есть завихрения турбулентных потоков. Способствуют ли они очистке? Ровно так же, как и засорению.

Дело, всё-таки, в слове «турбулентность». Опять же, из практики, 50% людей это слово впервые слышат. Даже те, кто учились в школе — я сам помню про турбулентность только с университета, в школе не помню — заканчивал в 90-х, когда уже началось.

Несколько лет назад я летал в Якутию на монтаж капельного орошения, которое наши клиенты приобрели в лизинг. Капельную ленту в лизинг, между прочим. В лизинговой компании они сдавали экзамен — ну, защищали свой проект, под который хотели получить деньги. Рассказывая о капельной ленте (а там была щелевая SAB-Tape), они упомянули про турбулентные потоки. «Эх, Андрей», говорили они мне потом, «мы на все вопросы ответили, только на один не смогли ответить — нас спросили, что такое турбулентность». Наверняка, сокращённый доцент-физик нашёл себе работу в лизинговой компании. А может, и лётчик.

Короче, увидите где разглагольствования про самоочистку эмиттерных — продавец явно дилетант. Просите скидку за это.

 

Новый способ ремонта капельной ленты

Вчера мы выдавали заказ покупателю, в заказе капельные ленты в странном количестве — по два метра каждой. Наш интернет-магазин позволяет покупать и 1 метр, у нас не Ростов-на-Дону, где с вами будут разговаривать от ста тысяч метров и выше.

Как вы думаете. зачем покупателю два метра эмиттерной ленты? Короткая грядка? Нет. Оказывается, в интернете граждане, про которых я уже писал в заметке Умный и дурак, распространили новый способ ремонта текущих капельных лент. Видео я не смотрел, и не буду смотреть — мне от таких граждан реально становится плохо, но содержание мне рассказали.

Эмиттерные ленты, как известно, на порядок более склонны к течам, по сравнению со щелевыми, из-за повреждения ленты жёстким эмиттером при любых манипуляциях с лентой. По этой причине эмиттерную ленту нельзя механически перематывать, особенно сопровождая это измерением: любой счётчик имеет валики, и при прохождении через валики эмиттер повреждает ленту — не сразу насквозь, но надрыв происходит. Это многократно проверено и доказано, например, питерской фирмой «Мерило«, выпускающей станки и счётчики для перемотки лент.

Покупатель, купив механически перемотанную продавцом эмиттерную ленту, начинает её эксплуатировать и сталкивается с течами — из-под эмиттера фонтанирует. Что делали деды испокон веку? Да, ставили ремонтный фитинг, разрезая ленту в месте повреждения, и отрезая эмиттер, из-под которого течёт. А что придумали вышеупомянутые граждане? Они берут кусок новой ленты, и натягивают на повреждённое место старой. Поверх. Способ, чувствуется, начинает приобретать популярность.

Я долго думал над этим способом — думал о том, почему нельзя поставить, как деды, ремонтный фитинг. Может, я что-то не понимаю, и у ремонтного фитинга есть фатальные недостатки, а у натянутой поверх ленты недостатков нет. Ничего не придумал, честно говоря. Причина, думаю, в невежестве изобретателей. Они просто не знают, что такое ремонтный фитинг. А не знают потому, что не читают. Они предпочитают изобрести велосипед, да ладно бы велосипед — они изобретают то, что хуже велосипеда и не работает как велосипед, но при этом гордятся. Но что делать, тысячи их.

«Деловые Линии»

Трудно сказать однозначно, почему «Деловые Линии» удерживают определённую долю рынка перевозок. Почему до сих пор живы, в отличие от такой же точно помойки — «Автотрейдинга», или агонизирующей «ЖелДорЭкспедиции», которая почти померла, да всё никак.

При самой высокой стоимости перевозок — а на сборные грузы цены у «Деловых Линий» выше ПЭКа или КИТа в 1,5-1,7 раза — эта компания продолжает иметь заказы.

Говорят, что конечный бенефициар «Деловых Линий» — кто-то очень высоко сидящий, чуть ли не Валентина Матвиенко. Вообще, «Деловые Линии», как никакая другая транспортная компания, производит впечатление государственной. В самом плохом смысле этого слова. Решение любого вопроса предельно усложнено — вы должны заполнять бесконечные письма на бланках «Деловых Линий», где в пределах одного листа трижды вручную вводите реквизиты вашей организации, включая адрес. Обязуетесь оплатить перевозку и хранение по накладной, хотя плательщиком являетесь не вы, а получатель груза. Потом на ваше письмо получаете ответ: «Письмо не принято, не соблюдены правила оформления». Если вы, не дай Бог, отошлёте на соответствующем бланке претензию, то ответ будет гораздо грубее. Что это, если не государство?

Одну мою знакомую — госслужащую на работе ругает начальник. «Ты ведёшь себя, как бизнесмен, а надо вести себя, как чиновник». Ведь это совершенно противоположные жизненные устремления. Бизнесмену надо, чтобы процесс шёл. Чтобы всё работало, чтобы вопросы решались. Чиновнику надо, чтобы вопросы не решались. Чтобы всё тормозилось, чтобы процесс не шёл. Тогда он зарабатывает. Кстати, если вы из чиновников, или за чиновников, прошу вас покинуть этот сайт и дальше не читать.

«Деловыми Линиями» мы пользуемся давно, лет восемь уже. Полностью от них уйти нельзя — некоторые клиенты и поставщики упорно продолжают ими пользоваться. Мы вам этого не советуем, даже без всякой идеологии — у «Деловых Линий» самые высокие цены на перевозки, самые большие очереди и больше всего бардака. Для мелких посылок переходите на СДЭК, для крупных — на ПЭК. В ПЭКе тоже бывают очереди, но много лет видна забота компании об их сокращении — перед оформлением накладной в терминале вы отвечаете на вопрос, сколько минут заняло ожидание на складе, и если это время больше 10 минут — по какой причине, выбрать из вариантов. В «Деловых Линиях» нет ни то что этого, у них нет даже туалетов для посетителей. В Санкт-Петербурге ни на одном терминале «Деловых Линий» нет туалета для посетителей. В ПЭКах — есть.

И всё же, если конечного бенефициара мы предположили правильно, до 2024 года «Деловые Линии» должны будут дожить. Лучше бы, конечно, не дожили.

 

Один из аспектов рассылки полива почтой

Сегодня вышла заметка на основном сайте о наложенных платежах. Проблема, это, конечно, не новая, о чём я уже писал в заметке «Пурбо Домбаевич». До недавнего времени она имела для нас удивительно малые масштабы. Ну, а теперь… Дело не в ценах: эксперименты показывают, что в несезон снижение цен на ходовые товары аж вдвое — вообще никак не сказывается на спросе и продажах. Кому надо — тот купит, и на цену не смотрит. Я, например, никогда не торгуюсь. Нет денег — не покупай, а торговаться — это б..дская черта, по-моему, не мужская.

Дело в том, что наступили времена, когда людям денег стало жалко — не отдельным жадинам, как всегда, а массово. Ну, а с этим мы сделать ничего не можем, такая политика партии. Поэтому, наложенный платёж — отменяется.

«Если человек, будем так говорить, тормоз по жизни»

У молодёжи есть такое определение — «слоупок». По смыслу подходит, наверное, старорежимное «тормоз».
В 2001 году я учился в автошколе 23-го ПТУ города Кировска Ленинградской области. Усатый преподаватель по фамилии Ломник рассказывал о различном поведении людей на дороге. Хитро прищурившись, он произнёс фразу, которая выше в заголовке.

Эту заметку меня побудил написать очередной покупатель, который спросил: не китайский ли это у вас товар, мол. Спросил так, как будто это что-то плохое. Если бы наш разговор происходил в 1997 году, я бы сочувственно покивал. Но уже больше 10 лет при вопросах о Китае у меня перед глазами возникает усатая физиономия преподавателя Ломника.

В 90-х годах автомобили под брендом «Лада» были очень плохого качества. У меня была «шестёрка» 1993 года выпуска, она была ужасна. Отцовская «копейка» 1980 года была не просто лучше, а это был качественно иной продукт. Сейчас 2018 год, и уже много лет автомобили «Лада» ломаются меньше и ездят дольше, чем, например, «Пежо». «Но если человек, будем так говорить, тормоз по жизни», то он меняется медленнее, чем мир вокруг него.

Всё самое лучшее и качественное для капельного полива делают сейчас в Китае. Пожалуй, за исключением щелевой капельной ленты. Итальянские производители давно скурвились, испанские и турецкие никогда не поднимались до хотя бы среднего качества, другие европейцы в своей массе так и остались кустарями. Российские производители находятся в зачаточном состоянии, украинские занимают нишу самого низкого качества при самых низких ценах. Израильские? Говорят, китайцы очень любят водить экскурсии по своим заводам, невзначай демонстрируя коробки с готовой продукцией, с символикой NaanDanJain, Netafim, Metzerplas… У меня на столе валяются компенсированные капельницы с надписью Netafim, они привезены из Китая.

Надо смотреть вокруг себя —  мир постоянно меняется. Всё лучшее — в основном китайское. Всё худшее… Нет, кстати, не наше. Такое качество, как, например, Испания выдаёт, имея все сертификаты и стандартизацию производства, у нас могут простить только по ценам харьковским, то есть почти бесплатным.

Одна моя деревенская родственница так охарактеризовала своего брата: «Он на этикетки падкий». Действительно, нехорошее качество. Не смотрите на этикетки: их функция — обманывать, а не информировать.