Почему мы не продаём капельную ленту по 3 рубля

Этой зимой будет 10 лет, как я связался с покупкой и продажей капельной ленты. Сначала это были закупки по тендеру для колхоза в количествах, исчисляемых миллионами метров. Потом это была работа в компании-импортёре ленты, привозившей её контейнерами (в одном контейнере больше 2 млн. метров ленты). Потом я стал соучредителем маленькой компании, которая привозила контейнеры, содержащие ленту. В 2010 году мы познакомились с Угличским заводом полимеров и покупали в небольших количествах и их продукцию.

Поскольку в нашей стране частная торговля и рыночное ценообразование существует 26 лет, а в Европе — тысячи лет, то было бы разумно перенимать опыт от тех, у кого получается работать. А делается там так.

У какого-нибудь испанского (или итальянского, там то же самое) производителя есть прайс-лист. Который они держат в открытом доступе, в отличие от многих наших идиотов. Если какой-то хитрожопый конечный потребитель, фермер, придёт к ним в офис и попросит продать что-либо из каталога, ему продадут. По цене, указанной в прайс-листе. Если к ним придёт владелец небольшого магазина, и докажет, что он торгующая организация, ему дадут скидку 50% — или больше, если сумеет убедить. Для крупных торгующих организаций размер скидки начинает обсуждаться с 75%, и может доходить до 90%.

Когда я учился в школе, наш учитель английского Михаил Петрович Кассихин, ходивший в загранплавания, рассказывал о капитализме (у нас он тогда ещё не начался). «Пачка Marlboro в оптовой торговле стоит двадцать пять центов. Но это если ты покупаешь, скажем, сто тысяч пачек. А так она стоит два с половиной доллара, повсеместно». Меня тогда это удивило страшно. Ведь и по 25 центов производителю выгодно продавать, это сколько ж составляет наценка от себестоимости — раз в 20? Да, в 20 раз. Просто мы тогда не понимали, из чего складывается себестоимость, и почему эта наценка справедлива.

Люди, оставшиеся головой в советских временах, и сейчас считают, что любая наценка несправедлива, а товар им надо отдавать по себестоимости, а желательно ниже.  Именно на таких покупателей был ориентирован рынок капельной ленты, сколько я его помню последние 10 лет. Капельная лента продавалась по себестоимости, или ниже. Мы были чуть ли не пионерами европейского подхода: выставили в открытый доступ цену в 10 рублей за метр. Хочешь купить по 2,5 рубля — покупай миллион метров. Но, на самом деле, и при многочисленных запросах о миллионах метров мы так или иначе уходили от сделки, потому что нам неизвестна была лента, себестоимость которой при честном импорте составляла бы менее 2,5 рублей. При контрабанде с Украины — да, но мы не занимались контрабандой. А честно завезённая контейнером из Испании лента обходилась нам в 3,6 рубля за метр — это если не записывать в себестоимость расходы на хранение, проценты на инвестиционные деньги и лечение спины после разгрузки контейнера. В общем и целом, честная себестоимость получалась не менее 5 рублей за метр. Поэтому, мы не продавали её по 3 рубля.

А были те, которые продавали! Одна московская фирма завозила ту же испанскую ленту, что и мы, и продавала её по 2,5 рубля, ставя эту цену в открытом доступе (!) и продавая по этой цене хоть от одной бобины! Естественно, этой фирмы уже нет. Как нет и десятков фирм из Ростова-на-Дону, занимавшихся импортом и продажей, нет сети филиалов моего бывшего шефа, входившего в тройку крупнейших импортёров и продавцов ленты.

В последние 5 лет лавинообразно выросло производство капельной ленты внутри России. Лента эта в основном дерьмо, если идёт под отечественным брендом. Но ценовая политика заводов изумляет! Во-первых, каждый завод стремится создать при себе интернет-магазин, где выставляет свою ленту по 2 рубля. Какой смысл торгующей организации закупать ленту у завода, если это может сделать любой конечный потребитель, кинув деньги на карту Сбербанка заводского менеджера, и получив свою посылку «Деловыми Линиями»? Смысла в этом нет, в результате не развивается региональная сеть продаж. Видя, что не развивается региональная сеть, директора заводов нанимают менеджеров, чтобы те развивали. Да ты цены дай для торговли, отличные от розничных, а не менеджеров нанимай!

В общем, ленту по 3 рубля вы купить сможете. Либо у дурачка, который через пару лет исчезнет с рынка, либо у завода, что почти одно и то же. Пользуйтесь, почему нет. Также, можете купить у контрабандиста, он хоть умнее. Но у нас купить по такой цене никогда не сможете.

 

UPD 01.2018

В этой заметке применена фраза по отношению к капельной ленте отечественного производства: «Лента эта в основном дерьмо». Как показало более глубокое исследование, и ноябрьская информация с выставки «Юг-Агро», читать эту фразу следует проще: «Лента российского производства — дерьмо«.