Как мы делали капельное орошение на вечной мерзлоте, часть 2

Продолжение. Начало в Как мы делали капельное орошение на вечной мерзлоте, часть 1

Сначала надо было определиться с точками забора воды. Мотопомпы Honda аж с 4-дюймовыми выходами, хотя и способны были дать много воды, но напор обеспечивали не более 30 метров, то есть 3 атмосферы. Капельной ленте нужно 0,5 (да будем честны, годится и 0,1 атм.), но… Перепад высот между зеркалом воды в прудах и высшей точкой полей оказался около 15 метров – это 1,5 атмосферы. Потеря давления на 200 метров лайфлета диаметром 4″ – это 1,3 атмосферы по гидрокалькулятору. А если слегка засорить фильтр, ленте воды точно не хватит.

Определив точки установки мотопомп, на следующий день я разметил поля – где лежать задвижкам, где крестовинам, где тройникам, где заглушкам для лайфлета. Алексей с Октябрём скручивали латунные задвижки с тройниками и сгонами. У пруда стоял свежий сруб – полевой стан кооператива, где все вместе обедали, пили чай и разговаривали. Ночевать возвращались в село, на “буханке”. Однажды мне дали поездить на “буханке”. По управлению это грузовик, сложная и неприятная в поведении машина, в отличие от “Патриота”, который управляется одним пальцем и в целом не отличается от легковой.

В поле с нами ездили и дети. Утром в селе во двор заглянул водитель праворульной короллы, который вёз нас из аэропорта. Он был совершенный якут, как и все вокруг. Но, с ним были русский мальчик с русским же другом.

– Сын! – гордо сказали мне хозяева, указывая на мальчика, и улыбались. Потом объяснили, что детский дом на лето раздаёт воспитанников в семьи, а семьям это тоже выгодно, потому что за воспитанников им платят.

После разметки полей я взялся раскладывать лайфлет. Обычно это делают вдвоём, вешая бухту на палку – бухта весит 70 кг, – но часть бухт я размотал в одиночку дурацким методом. Кладёшь бухту плашмя, берёшь конец шланга и бегаешь вокруг, увеличивая радиус… Шутка, но смысл примерно такой, гораздо быстрее разложить лайфлет вдвоём.

Лайфлет, произведённый в Санкт-Петербурге, имел свои легендарные косяки – проплешины в проливке. Хотя для меня отобрали на складе лучшие бухты, без проплешин не обошлось. Но, при ожидаемом давлении воды они были некритичны.

Как присоединять фитинги для капельной ленты к лайфлету, я показал Октябрю Ксенофонтовичу. Фирменные ирритековские пластиковые ключи, с шестигранником на 10, почти сразу сломались. Но, в селе всегда можно выточить и сварить аналоги. Делали монтаж самодельными металлическими ключами.

На завтрак в Якутии вам могут положить полную тарелку мяса. Такого количества в порции никогда не видел даже я, а ем я много, при росте 192 и весе 120. Мясо это жилистое, для выросших на парной вырезке совершенно непривычное. Также на завтрак подают местную простоквашу, подкрашенную, видимо, ягодами до розового цвета. Суорах или кюэрчэх, точно не помню. С виду это йогурт, который ставится в большом блюде посреди стола, все по очереди макают туда куски белого хлеба и едят. Хлеб, кстати, тут преобладал белый, как и в Краснодарском крае, и был на удивление неплохим – говорят, из алтайской муки.

За ужином хозяева рассказывали, как ездили в турпоездку на Алтай, в Белокуриху. Ещё они были, кажется, в Казани, потому что речь зашла про татар.

– Слушай, татары так похожи на русских, – покачали головами якуты, и я согласился.

Мне вообще нравятся татары, за год до Якутска я побывал в Казани, где как раз негром себя не чувствуешь, как в Саха. Моя двоюродная бабушка говорила: “Мне так нравятся татары, но у них есть недостаток – у них женщины очень пьющие”.

Ещё якуты поставили меня в тупик вопросом, который их очень интересовал:

– Почему русские так не любят Путина?

Было лето 2012 года, в мае прошли какие-то протесты в Москве, я не следил, а в республиках видимо следили. Не зная, как сформулировать ответ, я начал бормотать что-то про коррупцию начала 90-х в Санкт-Петербурге, и потихоньку сводил ответ к коррупции, но звучал совершенно неубедительно. Русский не может не любить Путина, по-моему, не любит его так называемая вырусь или космополиты.

Сын хозяев, Пётр, ездил на работу или учёбу в Якутск. У него были маленький ребёнок и жена. Село, как и Якутск, стояло на берегу реки Лена – но у Лены, как я понял, были различные рукава и старицы. Купаться мы ездили с Петром на один из таких рукавов. Всё как у нас – пляж, речка, тёплая вода, немного комаров – это июль в Якутии. Недалеко от берега в реке торчал завязший трактор – вытягивать его не торопились, не так просто это сделать.

Для ночёвок мне выделили отдельный дом в другом краю села – у матери Алексея. Несколько лет назад на Лене был паводок, и вода топила дома чуть ли не до крыш. За пострадавшее имущество люди получили компенсации, поэтому в домах можно было видеть большие плоские телевизоры, да и та самая “буханка”, на которой я ездил, говорят, была куплена благодаря паводку. Мой дом для ночёвки был из тех, пострадавших, но никакой сырости там не было – достаточно одного июля, чтобы просохнуть.

Капельную ленту наконец присоединили к фитингам. Завели мотопомпы. Первая вода из лент закапала – появились мокрые круги на гребнях. Потом я написал, обыгрывая кажущиеся особенности местного русского языка:

Синий шланг прорезал тайга.
Скажем засухе нет, да.
Олени удивляются немножко,
Кап, кап, поливается картошка.

Но это было только начало. Вода в прудах оказалась достаточно грязной. Хотя мотопомпы я укомплектовал длинными всасывающими патрубками с грубыми фильтрами на концах, засорение дисковых фильтров происходило за час-два (это были хорошие Irritec в металлическом корпусе, с резьбой 3″ – да, мы заузили магистраль, но фильтров 4″ на складе не было, надо было избавляться от этих). Система, в общем-то, была на пределе. А с запасом проектировать – так дорого выйдет…

Окончание

Login

Ответьте пожалуйста на вопрос *


Register | Lost your password?