Начало в Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4
Несоблюдение технологии всегда приносит прямой убыток. В нашем случае, планируя прибыль 30%, получили урожайность 30% от запланированной. Это должно было вылиться в рентабельность около минус 60%. Но, на деле, по некоторым культурам рентабельность была и почти минус 100%. Почему?
Ранняя капуста на 32 гектарах, недостаточно быстро поливаемая, с недостаточной фертигацией, удушаемая сорняками, опаздывает вырасти к 25 мая. С 1 июня оптовая цена на раннюю капусту падает, и за неделю достигает 1 (одного) рубля за килограмм. Надо сказать, что только уборка капусты обходится около 1 рубля за кг, а себестоимость ее на капельном поливе около 7 рублей. Капусту на 32 гектарах решено измельчить. Всегда буду помнить этот фонтан салата из ходящего по полю измельчителя. Но мы тогда были такие совсем не одни, капусты по России в тот год закопали очень много.
Похожая ситуация случилась и с луком. Убрать его не успевали, продавался он очень медленно, к декабрю цена опустилась до 2 рублей за килограмм (только уборка и затарка обходятся около 1 рубля за кг), а половина лука еще лежала в поле.
Огурцы, которые на капельном поливе прут очень быстро, не успевали собирать, и они перерастали, а переросшие огурцы оптовики не покупают. Над огуречными полями постоянно ездили три “самолёта” по 14 человек на каждом, для лежачей уборки огурца. Толку от этого было мало, люди спали на “самолётах”, играли в карты и пытались послать агронома за пивом. Несмотря на сдельную оплату труда за каждый килограмм огурца.
Лучше всего, как ни странно, вышла картошка – аж 30 тонн с гектара, вместо планируемых 60-ти.
На следующий год было решено учесть ошибки и увеличить площади… Завезти “нормальных людей” – китайцев (серьёзно, я даже был назначен ответственным за этот завоз). Но, к зиме 2008-2009 годов кризис докатился и до окраин страны, деньги стали наконец считать.
Весной 2009 года с трудом, даже и с хитростью, пробили финансирование 150 гектаров овощей на капельном поливе, чтобы сохранить рабочие места. Была ли прибыль? Нет, не было. С тех пор колхоз перешёл на севооборот пшеница-подсолнечник-ячмень-кукуруза, и больше ничего.
Этой серией заметок про капельный полив в российском колхозе я не хочу сказать, что капельное орошение на больших площадях в России не выгодно. Оно выгодно. Но, чтобы использовать капельное орошение, надо сначала хорошо этому научиться, потренироваться на площади раз в 50-100 меньшей, чем планируется регулярно орошать. Надо иметь команду исключительно заинтересованных в результате людей, соблюдать технологию на 100%, исключить воровство. И потом, когда у вас всё это получится, останется только гадать – какая будет закупочная цена на урожай в наступающем сезоне.
Вот еще один важный момент. Во всех рассмотренных случаях, использовались самые лучшие и дорогие семена, гибриды F1, производства Syngenta, Nunhems и Seminis (овощные семена Nunhems, по моему опыту, на голову выше семян от Syngenta – это особенно видно на вакуумных барабанах кассетных сеялок, где очень важна однородность семян). Урожайность – функция семян в самую последнюю очередь. В хороших семенах есть смысл, если всё, кроме семян, в идеале. Именно этот факт естественным путём сдерживает распространение генномодифицированных культур в России – чтобы соблюдать технологию, элементом которой являются такие семена, надо иметь культуру земледелия и уровень организации производства, которых в России почти ни у кого нет.