У молодёжи есть такое определение – “слоупок”. По смыслу подходит, наверное, старорежимное “тормоз”.
В 2001 году я учился в автошколе 23-го ПТУ города Кировска Ленинградской области. Усатый преподаватель по фамилии Ломник рассказывал о различном поведении людей на дороге. Хитро прищурившись, он произнёс фразу, которая выше в заголовке.
Эту заметку меня побудил написать очередной покупатель, который спросил: не китайский ли это у вас товар, мол. Спросил так, как будто это что-то плохое. Если бы наш разговор происходил в 1997 году, я бы сочувственно покивал. Но уже больше 10 лет при вопросах о Китае у меня перед глазами возникает усатая физиономия преподавателя Ломника.
В 90-х годах автомобили под брендом “Лада” были очень плохого качества. У меня была “шестёрка” 1993 года выпуска, она была ужасна. Отцовская “копейка” 1980 года была не просто лучше, а это был качественно иной продукт. Сейчас 2018 год, и уже много лет автомобили “Лада” ломаются меньше и ездят дольше, чем, например, “Пежо”. “Но если человек, будем так говорить, тормоз по жизни”, то он меняется медленнее, чем мир вокруг него.
Всё самое лучшее и качественное для капельного полива делают сейчас в Китае. Пожалуй, за исключением щелевой капельной ленты. Итальянские производители давно скурвились, испанские и турецкие никогда не поднимались до хотя бы среднего качества, другие европейцы в своей массе так и остались кустарями. Российские производители находятся в зачаточном состоянии, украинские занимают нишу самого низкого качества при самых низких ценах. Израильские? Говорят, китайцы очень любят водить экскурсии по своим заводам, невзначай демонстрируя коробки с готовой продукцией, с символикой NaanDanJain, Netafim, Metzerplas… У меня на столе валяются компенсированные капельницы с надписью Netafim, они привезены из Китая.
Надо смотреть вокруг себя – мир постоянно меняется. Всё лучшее – в основном китайское. Всё худшее… Нет, кстати, не наше. Такое качество, как, например, Испания выдаёт, имея все сертификаты и стандартизацию производства, у нас могут простить только по ценам харьковским, то есть почти бесплатным.
Одна моя деревенская родственница так охарактеризовала своего брата: “Он на этикетки падкий”. Действительно, нехорошее качество. Не смотрите на этикетки: их функция – обманывать, а не информировать.