Наша компания мало уделяет внимания ландшафтному поливу. Это обусловлено исторически, поскольку мы колхозные агрономы и любим полив дешёвый, а не дорогой. В тему ландшафтного полива мы стараемся вникнуть, хотя тамошних профессионалов нам никогда не догнать.
Дистрибуция ландшафтного полива наиболее из всех дистрибуций поливов вооружена современными маркетинговыми технологиями. Продукция качественная и дорогая, покупатели взыскательные и капризные. Для продавцов проводятся тренинги, “школы полива”, вебинары – у людей есть на это время, а значит, и деньги.
Вчера мне переслали письмо от ландшафтников с уведомлением о бесплатном вебинаре, но основная масса текста посвящена не самому вебинару, а осуждению конкурента, который посмел демпинговать. Внизу данной заметки это письмо в общих чертах приведено. Организатор вебинара заскринил сайт конкурента с ценами, разбирает его ценообразование и обвиняет в продажах ниже РРЦ, то есть рекомендованной розничной цены.
В связи с этим вспоминается забавный случай из 2018 года.
Примерно с 2016 года российский рынок полива стало забивать отечественным дерьмом, из-за чего резко активизировалось розничное предложение, одновременно падала покупательская способность населения, и одновременно выпало два феноменально холодных и дождливых лета – 2016 и 2017. Как бы мы не маневрировали с ценами и ассортиментом, продажи падали на 30% в год, и было очевидно, что фирма не сможет прокормить даже одного директора, то есть меня. Кто знает наш офис, тот понимает, что экономить уже больше не на чем. Я сидел в грустных думах и решал, куда двигаться, поскольку продажей полива заработать уже не получалось.
Подумав, я запустил три новых направления, которые были мне интересны, о которых мог что-то рассказать, и в которых, на мой взгляд, были движуха и спрос: спортивное питание, самогонные аппараты и рыбалка. Соответственно, закупил на заводе в СПб партию протеина, на заводе в Челябинске партию самогонных аппаратов, и на фабрике опять же в СПб – здоровенный баул рыболовных сетей.
Направление Рыбалка провалилось почти сразу: выяснилось, что существуют группы активистов, которые мониторят в интернете сайты о продаже рыболовных сетей (по закону розничная продажа рыболовных сетей отечественного производства в России НЕ запрещена), подают заявы знакомым прокурорам, и сайты закрывают с формулировкой “пропаганда жестокого обращения с животными”. По-моему, жестокое обращение с животными – это как раз ловля на червя, которой я принципиально не занимаюсь именно из соображений неприятия жестокости к червям. Сайты вынуждены постоянно менять доменные имена, а терять agrorus.org я не хотел. Хозяева сайтов судятся в судах и выигрывают, но на это уходит год. Вновь создаваемые сайты взамен закрытых без рекламы взлететь не могут, органический трафик набирается годами и тяжёлым трудом. Тем не менее, сети я в продажу выложил и они провисели до декабря 2019 здесь, на менее ценном ароводснабе, размещённые с помощью ecwid – никто не купил ни одной. Трубку, колышки через ecwid покупали, а сети – нет. Короче, рыболовные сети я благополучно трачу сам, и пока защитники природы повредили только одну.
Направление Самогоноварение продержалось год, в результате был продан 1 (один) самогонный аппарат из 8 закупленных, самый дешёвый. Цена на аппараты у нас на сайте была ниже, чем на официальном розничном сайте завода-изготовителя в Челябинске (мы закупали по оптовой цене), плюс у него и доставка до СПб стоила денег. То есть, питерский покупатель, покупая челябинский аппарат у нас, экономил 20% и время. Аппараты рекламировались в Яндекс-Директе! Были размещены на нашем сайте, который в сезон посещает 1000 и более человек в день! Итог – один проданный за год. Один аппарат я подарил отцу, а остальные шесть отдал ему же, и он живо распродал их офлайн-способом в Петербургском Морском порту и у себя в деревне. Почём продавал, я не спрашивал. На сайте у нас они стоят включены, но имейте в виду, что фактически их нет и не будет, кто захочет.
Наконец, направление Протеины. Я купил 6 ящиков, 46 упаковок от 0,5 до 1 кг. За год удалось продать 1 (одну) упаковку 800 г, молодому парню-узбеку, с доставкой в Рыбацкое. Он потом звонил, спрашивал, как принимать. Ещё одну упаковку (самый вкусный WHEY со вкусом пломбира) я подарил женщине в офисе контрагента, где был в почёте Гербалайф, протеиновые коктейли и похудение. Однако именно в этот период там выяснилось, что принимающие Гербалайф сотрудницы получили печальные последствия для здоровья, и женщина мой протеин выбросила, не доев. Сорок упаковок мы съели в офисе на двоих, и ещё 4 у нас сейчас есть, уже тошнит от него. И вот, с направлением Протеины и связана эта забавная ситуация с РРЦ (рекомендованной розничной ценой), про которую я говорил выше.
Питерский производитель R-Line Nutrition даёт прайс, где 3 оптовых колонки, и одна колонка с РРЦ. Закупаясь мелким оптом, я спросил: какое у вас требование к дилерам? Производитель ответил: самое главное требование – не продавать ниже РРЦ. Ага, подумал я, поставлю на 2-3% выше РРЦ, хоть это и торговля в ноль, но захватим рынок. Я привёз протеин в офис, мы завели его в магазин. стали пиарить, выгрузили на Яндекс-Маркет, и…
На Яндекс-Маркете наш протеин был самым дорогим. Все до единого продавцы R-Line продавали протеин ниже РРЦ. Вот все до единого, кроме нас. Даже, если эти студенческие стартапы закупали протеин по крупнооптовым ценам на миллионы рублей, чего быть не могло, их наценка на банке не превышала 100 рублей. Если они брали по мелкооптовым ценам, то наценка на банке составляла 20-30 рублей – как раз стоимость клика на Яндекс-Маркете. Если кто объяснит мне секреты этого бизнеса, буду очень благодарен. Двойной прайс у завода, для лохов типа меня и для “своих”? Заявление на маркете одной цены, а продажа по более высокой? Вылетишь с Маркета сразу. Воруют протеин с завода, и скидывают в полцены? Вот это самое вероятное. Однако, воруют столько, что хватает на весь рынок, получается.
Во такая история с РРЦ, и в заключение ниже скрины того письма от ландшафтников, о котором говорилось вначале. Тема письма называется “Убийцы бренда и вашей маржи”, подзаголовок – “Как рушится рынок, пока все бездействуют”. Видимо, надо действовать – бить морду Стройсаду, что ли. Сам ненавижу демпингующих конкурентов, их у нас хватает, но скринить и чмарить адресно не стал бы, всё-таки этика рынка. Ну, демпингует – сам же первый свалится в яму, которую, как думает, для других роет. Адресно мы чмарим только тех, кто обманывает – фелицию всякую, “итальянский капельный полив” и подобных. Итак, скрины: