Сегодня рассказали, как в соседней деревне менты взяли молодого гровера с таким количеством кустов, что слухи ходят о 20 годах лишения свободы. Но, на то они и слухи, гроверов берут не для того, чтобы их сажать, а чтобы за N денег выпустить на подписку о невыезде. Из-под которой, конечно, они выезжают, и дальше их особо не ищут. Так наша страна теряет самых выдающихся агрономов, действительно успешных практиков. Утечка мозгов, одним словом.
Первые пару лет торговли капельным поливом я сбывал только капельную ленту, по возможности воруя или покупая битые бобины, и продавая ленту по метрам на отрез дачникам с наценкой порядка 1000%. В тему внешних капельниц и микротрубок начал погружаться только к году 2012, а в 2013 уже пошёл постоянный поток особых клиентов, уважающих анонимность. При всём желании я не могу достучаться сейчас до многих интересных людей – они не оставляют контактов и появляются у тебя в офисе всегда без предупреждения. Но, если уж появились, не против и поболтать, иногда часок-другой – у агрономов-интровертов бывает недостаток живого общения с людьми, ведь растения тоже надоедают, как бы ни были хороши.
Получить подписку о невыезде раньше стоило 0,5 млн. рублей, сейчас эта цена, я думаю, 1 млн. рублей. В принципе, это розничная цена 1 кг урожая, 5-6 кустов. Лично меня этот вид агрономии никогда не привлекал, прежде всего потому, что из-за советской пропаганды мы имели предубеждение к наркотикам. Ей-Богу, ничего запрещенного не пробовал до 40 с лишним лет. Да и попробовал чисто из-за, что называется, халявы – один благодарный клиент подарил нам пачку специальных папирос, издающих далеко узнаваемый запах даже в состоянии покоя. Поскольку бывший соучредитель категорически не курит, а я покуриваю иногда то трубку, то сигару, потреблять специальные папиросы предстояло мне в одиночку.
Первую папиросу я выкурил, и долго думал, какое же влияние она на меня оказала. Всё говорило за то, что никакого. Даже меньшее, чем обычная сигарета. Всё-таки, от нелегального наркотика чего-то ожидаешь необычного. Но, его категорически не было. Я стал курить по 2 штуки за подход, медленно затягиваясь и секунд по 20 не выдыхая дым. И ничего. По крайней мере, не более, чем трубка с махоркой. Последние 4 штуки в пачке я оставил на особый случай, финальный аккорд. Думая, что если 2 штуки за раз не штырят, то 4 вштырят. Курил я эти 4 штуки вечером, в закрытом наглухо сарае, в котором потом три дня стоял яркий и ни с чем не перепутываемый запах, пропитавший предназначенные клиентам компоненты систем капельного орошения. И – ничего. Что покурил, что радио послушал, если немного переиначить южную поговорку. Никакого воздействия на нервную систему, небольшое учащение пульса, и всё.
Оставался ещё шанс, что благодарный клиент подсунул неправильно сушёный и “пролеченный” товар, заведомо зная, что это туфта. Поэтому, когда я в этом году оказался в одной южной стране, где разрешено то, что у нас запрещено, не мог пройти мимо точек с характерным пальчатым листом. В первой же точке суперпозитивный дед что-то объяснял мне, указывая на 2 вида продающихся сигареток, но делал это на местном языке. Я кивал, говорил “окэй”, потом тыкнул пальцем на одну и на другую сигаретку, сказав “this one and this one”, добавив “and fire”, имея в виду зажигалку. Дед взял с меня на наши деньги за этот комплект примерно 850 рублей, заставил стукнуться с ним кулачками, и как-то на местном языке благодарил. Сигаретки я притащил домой, но местные русские не глядя сказали, что купил я дрянь, и это местная дикая трава, которая штырит плохо. Поэтому, эти сигаретки я отложил, как вспомогательные.
На следующий день я направился в более серьёзный магазин, обещавший распродажу по цене порядка 500 рублей за грамм, и с порога сказал продавцу: “Sativa!”. Поскольку большинство продукта там продаётся насыпом на развес, а трубки у меня не было и нужны были сигаретки, я добавил, как пришло в голову: “Ready for use!”. Продавец всё понял и открыл мне банку с сигаретками сативы. Цена, однако, была написана более 1000 рублей за грамм, на наши деньги. Я не знал, по неопытности, сколько весит сигаретка, и думал, что продавец будет их взвешивать. Попросил две (одна ведь точно не вштырит). Говорят, что сатива, в отличии от индики, приход даёт резкий, и почувствуешь его обязательно. Цена за 2 штуки оказалась как за 2 грамма ровно, и отдал я на наши деньги за 2 эти несчастные сативные сигаретки порядка 2200 рублей.
Вечером, в тихой тропической темноте на балконе, я произвёл дегустацию. Начал с сативы, тяня очень медленно и держа в себе дым по 20 секунд. Первая пошла. Потом пауза. Вторая пошла. Да чёрт с ним, запасные сигаретки из дикой травы тоже вдогонку. На курение ушёл целый час. И как вы думаете, какой эффект? Догадались? Я жил не один, и мог общаться с разными людьми и в процессе, и после. Именно такой эффект – что покурил, что радио послушал.
По-моему, весь этот рынок травы – это большое обманулово. За те деньги, что стоит сигаретка, можно купить ровно литр местного заводского рома, 40 градусов. Вы представляете эффект от литра рома, особенно на голодный желудок? Да это сутки можно кайфовать. Или одна сигаретка ни о чём вообще, что Винстон синий покурить, что её. Это однозначно что-то не то, большое разводилово.
Темы гроувинга там, где это разрешено, мне пришлось некоторое время касаться – как уже писал прошлой зимой, меня настойчиво приглашали релоцироваться, а заниматься предлагали агрономией по этому самому направлению. Я объяснял, что такие растения меня интересуют не более, чем озимые зерновые, однако зазывалы соблазняли прибылью и маржинальностью. Я прекрасно знал, что там, где что-то делается массово, не может быть никакой прибыли и маржинальности, а только убыток. Как раз примерно в то время на ютубе вышел ролик довольно неприятного нашего соотечественника с Пхукета, который подробно рассказывал, как он закладывает ферму для выращивания травы, сыпал цифрами и утверждал, что получит 400% прибыли. Очевидно, что при самой гениальной организации бизнеса и большом везении, безо всяких непредвиденных обстоятельств, он получил бы не более 40%. Через полгода у него за эти 400% стали пытаться спросить комментаторы, но он до сих пор съезжает. По факту он пока работает в минус, и это очевидно – сельское хозяйство что indoor, что outdoor везде примерно одинаково, что в тропиках, что у нас.
Помимо этого товарища с ютуба, мне довелось вживую пообщаться с соотечественником, на родине опытным гровером, который в прошлом январе вложился в ферму, лежал на диване и приговаривал: “Через 4 месяца я стану очень богатым человеком”. И не стал. В сельском хозяйстве главное не вырастить, это-то нетрудно. Главное сбыть. А сбыта может быть вообще ноль, и в этом сезоне, и в следующем. Вот сиди и сам потребляй, что вырастил.
В общем, хотя вклад российских гроверов в мой личный доход составлял немалую долю за последние 10 лет, и продолжает составлять (как же такие дорогие культуры без капельного полива), но лучше, ей-Богу, выращивать хотя бы острые перцы. От них эффект несоизмеримо ощутимее. И не сажают, у нас.
Добавить комментарий