Покупатели полива из самых разных групп – и дачники, и крупные хозяйства, – иногда задают вопрос: а какая гарантия на капельный полив? Имеется в виду гарантийный срок.
Поскольку вопрос редкий, меня он обычно застаёт врасплох, и никак не отучусь пырчать и мычать в ответ, как и на вопрос “Что лучше?”, хотя последний и задаётся гораздо чаще.
В самом деле, какой может быть срок гарантии на капельную ленту? Она либо капает как надо, либо не капает, либо льёт как из ведра, но это видно сразу. Засорить ленту можно при наличии особого таланта и за несколько поливов.
А какой срок гарантии на внешние капельницы? Их срок эксплуатации полностью зависит от наличия примесей в воде. Если не устраивает точность вылива, то это видно при первом поливе, и, хотя это браком не является, мы иногда такие капельницы меняем. Один наш клиент потребляет в год больше 100000 капельниц ClickTif и Supertif. Как-то раз я подсунул ему Irritec, которые в закупке ещё дороже израильских капельниц почему-то. Ну и теперь не знаю, куда деть возврат – клиента не устроила форма ёршика капельницы, они не лезли в отверстия 3 мм, в отличие от SuperTif. Век живи, век учись, я не думал, что между ирритеком и супертифом такая разница в монтаже – у меня всё втыкается одинаково, но у клиента труба ПВД со стенкой 2 мм, а там уже доли миллиметра на ёршике играют роль.
К счастью, я ни разу не слышал, чтобы кто-то пытался сдать капельницы по гарантии, из-за того что они перестали капать. По поводу “льют вразнобой” – попытки были, но это не гарантийный случай, а конструктивная особенность капельниц.
Единственный компонент системы, где гарантия настоящая – это автоматика. Неделю назад у нас купили таймер RainBird. Покупатель говорил с американским акцентом, увидел этот таймер и захотел купить, потому что “у них в Америке такие же”. “Гарантия один год”, – сказал я, заворачивая таймер и думая – да что ему будет, это надёжнейший прибор, чистая Америка. Тем не менее, спустя неделю покупатель таймер вернул. Меня не было, принимал возврат Юрий Александрович. Я бы вряд ли принял, и вот почему: клиент накрутил “американку” с перекосом, сорвал резьбу, естественно ответная часть не упёрлась в резинку и соединение текло. На этом основании он сдал таймер: течёт-де по резьбе. Теперь мы выставили этот новый таймер в продажу со скидкой 70%, прогнав резьбу, но драный блистер уже не восстановить.
Лет 5 назад мы поставляли систему полива под ключ на одну ферму, и я вынужден был написать бумагу, согласно которой гарантия на систему составляла 3 года – требование заказчика, но сделку терять не хотелось. По счастью, эксплуатант системы был настолько аккуратен, что не сломал ничего за 3 года, всё капало и возврата не было.
Технически несложный товар мы всегда меняли без оглядки на гарантию, просто так. Не подошло – ну, верните нам обратно, или обменяйте. Довольно часты сделки, когда покупатель набирает товара, а расплачивается возвратом компонентов предыдущих заказов.
В целом, давайте признаем: формально, гарантии на капельный полив нет. Есть гарантийный срок на автоматику и насос. А остальное сразу либо работает, либо не работает. Если не работает, поменяем.