Продолжение. Начало в Часть 1
С наборами капельного полива Моисеев побывал на сельскохозяйственных выставках в южных регионах. Выставки он вообще очень любил, а деньги на дорогу, и тем более на экспонирование, были не всегда. Рассказы об их с Павловым путешествиях по южным городам без денег, но с наборами для капельного полива, напоминали похождения Остапа Бендера. Где-то на пути из Астрахани Моисеева принимали за племянника певца Бюльбюль-оглы, и какое-то время он ехал и жил за счёт азербайджанцев. В Ростове он использовал умение Павлова танцевать, чтобы отвлечь внимание лохов. Наборы удавалось впаривать по пути, что тоже кормило. В качестве фильтра в наборе лежал автомобильный фильтр для бензина, с бумажным наполнением.
Вскоре, однако, слухи о капельном орошении стали расползаться среди фермеров, многие уже попробовали внешнешовную капельную ленту Квин Гил, но по сравнению с ней агрополивовский Ти-Тэйп был совершенно иным продуктом, намного более технологичным, удобным и качественным, при близкой цене. Моисеев открыл филиалы Агрополива в основных южных городах – Ростове, Краснодаре, Волгограде, были представительства даже в Воронеже и Самаре. По слухам, в каждом городе Моисеев заводил штатную любовницу, которой покупал квартиру. Отчасти это правда. Годы с 2006 по 2008 (по его август, конечно) были золотым временем, когда продажи росли лавинообразно. Глядя на успех Моисеева из Каховки, Андрей Иванович Гоголев сделал попытку зайти в Россию параллельно Моисееву, и открыл в Ростове фирму Терра-Дон. Цены на ти-тэйп у Терра-Дона были существенно ниже агрополивовских, вообще украинцы всегда удивляли своей готовностью работать с отрицательной маржой (вспомнить тот же харьковский Сантехпласт). Но, руководить Терра-Доном взяли ростовчанина Диму Ч., который всегда отличался самостоятельностью и желанием работать на себя, и через год открыл собственную фирму по торговле капельной лентой, а Терра-Дон потихоньку загнулся.
Тем не менее, уже в начале 2008 года Моисеев видел давление конкурентов, которые тоже научились завозить капельную ленту, пусть и худшего качества, и при этом сильно демпингуют. Каховскую Терру Лтд устраивала наценка в 2 евро на бобине ленты (при стоимости самой бобины больше 100 евро), и было понятно, что с такими наценками в пределах статистической погрешности вести бизнес бесполезно – он становится неинтересным, потому что не на что содержать любовниц. Приходилось вкладываться в рекламу – Моисеев утверждал, что вложил в рекламу ти-тэйпа в России 600 тысяч евро. Выручали товарные кредиты – иностранцы давали всё больше поливного оборудования в долг, не особо торопя с оплатой. В то же время, к 2008 году порочная практика раздачи товара в долг распространилась и на конечных потребителей – Агрополив стал давать фермерам поливное оборудование и комплектующие без денег, “под урожай”, и вложился в новый проект по переработке овощей в Санкт-Петербурге, рассчитывая на приток готовой растениеводческой продукции.
Конкуренция в сфере капельного всё равно обострялась, возникали новые импортёры, готовые работать почти забесплатно. Моисеев решил, что чем бороться за копейки в тендерах с конкурентами, перспективнее иметь своё производство трёх главных компонентов капельного орошения: лайфлета, фитингов для ленты и самой ленты.
Летом 2008 года был пик развития моисеевского Агрополива, сотрудники фирмы почти в полном составе выехали в Тунис на отдых, который формально пытались совместить с обучением – Моисеев вещал что-то с указкой у доски. До августа оставалось совсем немного. И он наступил.
Там сошлось всё сразу – фермеры не смогли нормально продать урожай, потому что 2008 год был влажный и цены на овощи сильно упали (выросло даже у тех, кто не поливал, поэтому затраты на орошение не окупились), готовой продукцией в Санкт-Петербурге было всё завалено, и Моисеев, как и фермеры, не мог её сбыть; гипермаркеты, куда он успел поставить мытые и расфасованные овощи, почему-то отказались платить; ну, и конечно, тронутые кризисом иностранцы, у которых были свои кредиты в банках, потребовали срочных платежей за товарные кредиты. В результате Агрополив не выдержал и накрылся. Довольно забавны были попытки привлечённых “эффективных менеджеров” и “тренеров по продажам” спасти ситуацию осенью 2008 года: если вы занимаетесь поливом, вы можете нанять любого гуру, хоть Илона Маска или Джеффа Безоса, но осенью не поднимете продажи ни на копейку – проверено годами, любые усилия и вложения в рекламу осенью уходят в песок.
Вместо Агрополива возникло ООО “Агротехнологии”, где обложенный кредиторами Моисеев уже никак не фигурировал, хотя сидел по-прежнему в своём любимом директорском кресле с ноутбуком Vaio, который приставы не отобрали. Под вывеской Агротехнологий и суждено было развиваться отечественному производству лайфлета и фитингов для капельной ленты – до производства самой ленты дело не дошло. Оборудование для производства ленты очень дорого, если это щелевая лента, а делать эмиттерную Моисеев не хотел, как и всякий разбирающийся в капельном орошении человек. Для производства фитингов нужны пресс-формы и термопластавтомат, а для производства лайфлета – станки для вязания рукава из ниток и станок для облива рукава композицией ПВХ. Всё это оборудование производилось в Китае, и, хотя у Моисеева не было денег, а были одни долги, он сумел договориться о покупке оборудования – в кредит и лизинг.